Новости города БезФормата.Ru
Тольятти
Главные новости
 
Задать вопрос?

Из чего растут стихи и проза

Завершился проект «Литературный оркестр», реализуемый корпорацией «Тольяттиазот» и культурно-просветительским сайтом Arzamas.akademy. Завершился финальным аккордом – лекцией доктора филологических наук, профессора школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Олега Лекманова «Правда, но не точно: реальность и вымысел в литературе».
Перед началом финальной программы к зрителям обратились авторы проекта – заместитель генерального директора «Тольяттиазота» Юлия Петренко и главный редактор сайта Arzamas.akademy Филипп Дзядко.
– Здорово, что эти восемь вечеров состоялись, – сказал Дзядко, – но, с другой стороны, жалко закрывать проект. Я очень благодарен «Тольяттиазоту» и театру «Вариант» за соучастие в таком грандиозном интеллектуальном событии страны, не только города. Низкий поклон всем, кто ходил на «Литературный оркестр», надеюсь, мы еще что-нибудь подобное сделаем...
Оказывается, сценарий последнего вербатима предложил сам Филипп Дзядко, на которого огромное впечатление произвела история Ставрополя-Тольятти, а именно – события середины прошлого века.
– Мы придумывали эту программу так, чтобы показать, что жизнь каждого человека может стать литературой, попытались через частные документы посмотреть на историю страны. Вы увидите,  как одно частное письмо связано с великим литературным произведением... 
Лекция явилась предисловием, объяснявшим сложные взаимоотношения реальной жизни и литературы. Олег Лекманов начал освещение темы с постулата Платона о вредности искусства, пытающегося пародировать жизнь, потом перешел к художникам. Шишкин точно копировал природу, это восхищало, пока не появился фотоаппарат. Импрессионисты стали изображать не реальность, а свое впечатление от нее. Великий Пабло Пикассо создал графическую серию «Бык» – перевод образа животного в символическую схему, отражающую, тем не менее, сущность образа.
– Каждый художник преображает жизнь по-своему. А вот как разные авторы 20-го века преображают действительность в разных жанрах – в мемуарах, стихах, прозе.
Лекманов подробно разобрал три примера. В первом поэт Николай Асеев и прозаик Валентин Катаев описали пьяную выходку Есенина. Первый – сухо и без прикрас, второй несколько поэтизировал. Во втором примере речь также шла о треугольнике, но уже любовном – жена и возлюбленная Осипа Мандельштама описывали свои взаимоотношения, естественно, совершенно противоположно. Ведь каждая женщина стремится предстать в более выгодном свете, что же тут литературного?! Обычная жизнь. Однако сам Мандельштам, пользуясь символикой Ахматовой, взрастил стихи из сора – своей скорее всего не единственной интрижки. Впрочем, у поэтов интрижек не бывает – только роковые увлечения!
Третья история связана с Сергеем Довлатовым. В своем цикле «Чемодан» писатель рассказывает о съемках фильма, где он в образе Петра Первого явился в Ленинграде. Император после всяческих абсурдных приключений в созданном им городе ужасается и раскаивается.
– Поднимите руки, кто думает, что Довлатов все придумал. А теперь – те, кто считает, что фильм действительно снимался.
Не знаю, в каком случае лес рук был гуще, не оглядывалась. Просто знаю, что Довлатов был журналистом. А журналисты, вопреки мнению невежд, никогда ничего не придумывают. Кадры фильма с Довлатовым в роли Петра эту мысль подтвердили.
Эффектно завершив свое выступление, лектор подвел итог:
– Невероятно и абсурдно описываемое, но оно не придумано, автор умел это увидеть в реальности!
Первая часть программы завершилась на довольно веселой ноте. Но после антракта зрителю пришлось погрустить. Спектакль-вербатим театра-студии «Вариант» под названием «Личная история: ХХ век в письмах, воспоминаниях, романах и повестях» сопровождался музыкой фортепиано и виолончели. Под занавес «Литературный оркестр» оправдал свое название, играли лауреаты и дипломанты международных конкурсов, доцент российской академии музыки Павел Домбровский и солист московского ансамбля современной музыки Илья Рубинштейн.
Актеры читали письма или воспоминания, после чего звучал отрывок известного произведения, посвященного тем же времени и событию. Письмо молодого петроградца возлюбленной с фронта Первой мировой – и «Доктор Живаго» Пастернака, письмо репрессированного жителя села Новодевичьего сыну – и «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Письмо ставропольчанина Евгения Голованова, воспоминания Раисы Стариковой, отправившейся на фронт в 17 лет, – и во многом автобиографическая повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр».
И наконец, письмо родственникам Василия Старикова, ставропольского первопереселенца, а также письмо студента Фаттахова руководству «Куйбышевгидростроя»:
– Хочу участвовать в великой стройке коммунизма!
Филолог Фаттахов мечтает трудиться хотя бы чернорабочим, но главное – на строительстве Куйбышевской ГЭС. Он мечтает когда-нибудь написать об этом книгу...
Однако литературной иллюстрацией к событию, столь впечатлившему редактора сайта Arzamas.akademy, – затоплению территории города Ставрополя – стал отрывок из романа Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Матёра – это деревня, затопленная водами Ангары при строительстве Братской ГЭС. В отличие от Евтушенко, Распутин пишет не о громких буднях великой стройки, а о тихой жизни «уходящей натуры».
И так, как Распутин пишет о Матёре, проникновенно и гениально, никто ведь о Ставрополе не написал. Даже Фаттахов. И без него были у великой стройки летописцы, Евгений Астахов, например. Не знаю, многим ли известен Александр Остапец-Свешников, написавший «Гидростроевцев», но и это ведь «повесть о былой молодости», о буднях и пафосе стройки века, а не о тех 270 волжских селах и городках, чью судьбу повторила Матёра спустя всего лишь несколько лет...
Несмотря на немного печальную тему спектакля, зрители расходились вполне обнадеженные тем, что на смену «Литературному оркестру» в новом сезоне придет новый проект «Тольяттиазота».

«Оркестр» слушала
Надежда БИКУЛОВА

19 (1147) 19.05.17
С 1 июня по 29 августа в Самарской филармонии пройдет череда летних концертов и спектаклей.
29.05.2017 Волга Ньюс
Россия, космос, Королёв - Городские ВедомостиСегодня в Тольятти открылся памятник Сергею Павловичу Королёву – учёному и инженеру, стоявшему у истоков отечественной космонавтики.
29.05.2017 Городские Ведомости
Волжский народный хор выступил в Челно-Вершинах - Волга НьюсГосударственный Волжский русский народный хор им. П. М. Милославова выступил в сельском поселении Челно-Вершины.
29.05.2017 Волга Ньюс
выставка Цифровые сны - ТолькоЧто.Ru1 июня в Тольяттинском художественном музее откроется выставка «Цифровые сны».
29.05.2017 ТолькоЧто.Ru
23 мая студенты гуманитарно-педагогического института (ГумПИ) ТГУ приняли участие в волонтерской акции по уборке территории Духовно-культурного кремля Богатырская Слобода.
29.05.2017 ТГУ
Осенью британский синти-поп-дуэт Hurts в рамках концертного тура выступит в Самаре, сообщается на сайте группы.
29.05.2017 Волга Ньюс
В декабре в Самаре откроется дом-музей Эльдара Рязанова - АиФ СамараВ музее личность Эльдара Рязанова будет представлена многогранно: как режиссера, литератора и мыслителя Глава Самары Олег Фурсов провёл совещание, посвященное созданию музея почетного гражданина, режиссера Эльдара Рязанова,
29.05.2017 АиФ Самара
На Южном шоссе во время движения у водителя маршрутки оторвался тромб - TLT.RuДнем 28 мая на Южном шоссе произошло ДТП. Микроавтобус "Фиат" ехал по маршруту №126 в направлении города.
29.05.2017 TLT.Ru
Развязку на пересечении Ракитовского и Московского шоссе в Самаре откроют 1 сентября - CityTraffic.RuКорреспондент "СитиТрафика" побывал в тоннеле, который строится на пересечении Ракитовского и Московского шоссе в Самаре.
29.05.2017 CityTraffic.Ru
Жительницу Сызранского района осудили на десять лет за сбыт героина

29 мая 2017 19:38 - 63.RuВ суде Сызранского района признали виновной в незаконном сбыте наркотиков в крупном размере 31-летнюю местную жительницу.
29.05.2017 63.Ru
Прокурором Автозаводского района г.Тольятти утверждено обвинительное заключение в отношении Виктора Лаврентьева,
29.05.2017 Прокуратура Самарской области
В ходе проверки установлено, что на проезжей части около СНТ «Дачница» на границе с Волжским районом Самарской области, а также на территории СНТ «Дачница» стихийно возникла несанкционированная свалка бытовых отходов.
29.05.2017 Прокуратура Самарской области