Летом и осенью этого года Андрей Звягинцев был занят съемками фильма. Работал он в Мурманской области. Туда же катался и самарец Валерий Гришко, притом целых три раза. И каждый визит на съемочную площадку оказывался для самарца полным сюрпризов. По его словам, работа у Андрея Звягинцева не похожа ни на одну из тех, что были раньше.
"Я не ожидал, что может быть такое количество дублей!"
"Когда я только приехал на площадку, начал готовиться к съемкам, - рассказывал Гришко. - Чтобы знать, сколько у меня времени, я спросил, какой по счету будем снимать мою сцену. Ведь обычно киношники в день делают по две или три. А Андрей Звягинцев с присущими ему спокойствием и размеренностью говорит: "Мы будем снимать одну эту единственную сцену!" Для меня это был сюрприз, ведь текста на нас двоих было всего полторы странички."
Всего в фильме у Валерия Гришко было три сцены. Две из них - вместе с заслуженным артистом России Романом Мадяновым, и еще одна, где он читает длинный монолог перед большим количеством людей. Конечно, в "Левиафане" у Гришко роль небольшая, зато важная. Впрочем, у Андрея Звягинцева не может быть неважных персонажей. В каждом фильме он уделяет особое внимание героям и отдельно взятым сценам.
"Когда я с ним работал, меня многое поразило. Во-первых, это то, что в один день снимается только одна сцена. Сначала проходят репетиции, потом пишем дубли. Притом последних так много! Я, честно говоря, такого не ожидал! И запомнил это не только я, но и мой желудок. Мы снимали сцену в трапезной. Мадянову легко - он должен был пить водку, а мне пришлось есть. Я посмотрел, что было на столе, и решил, что проще всего кушать и одновременно говорить будет с блинами. Прикинул, рассчитал, когда сказать реплику, когда кусочек отрезать, когда в рот положить. Но я никак не ожидал, что будет сначала 12 дублей на меня, потом еще столько же на Мадянова, затем общие планы, а потом еще и ракурс поменяли! Это был для меня сюрприз. У Звягинцева совершенно особый способ съемки. Помню, когда выходил из трапезной, девушки-повара ко мне подошли и спросили, как мне блины. Я им ответил: "Первые 16 были вкусные, а дальше мне что-то перестало нравиться".
"Я читал монолог, а люди из массовки плакали"
Без еды, с тысячами слов и малым количеством дублей - такой была последняя сцена самарца. Правда, именно она и далась ему с трудом. Валерий Гришко рассказал, что съемки в храме - главное в кинокартине. Однако финал фильма для самарца - это не просто итоговая сцена, а три страницы формата А4, которые пришлось хорошенько заучить.
"Его очень трудно читать, особенно перед толпой в 170 человек. И, если первые дубли они смотрели с интересом, то потом уже начали засыпать. Снимали же ночью. По первости у меня даже рука тряслась от волнения. Это появилось, когда я понял, что у меня громада текста и толпа людей, которые смотрят и слушают. И все надо рассказать правильно, ведь сцена снимается одним дублем. И сам монолог у меня на пять с лишним минут."
Валерий Гришко не раз предлагал Андрею Звягинцеву сократить монолог. Ведь кинорежиссер сам сомневался, стоит ли оставлять текст в его полном варианте. Каждый дубль они засекали время, сверялись. В небольшие паузы между съемками Звягинцев делал замечания, Гришко исправлялся. За это время народ сник. И после 10-го дубля самарец решил взять ситуацию в свои руки.
"Я подошел к Андрею и попросил, чтобы после команды "Мотор, камера" он дал мне слово. Он послушался. И я обратился к массовке: "Дорогие мои коллеги! Вы знаете, как трудно работать актеру, и я вам так благодарен за то, что вы слушаете, потому что ваши глаза мне очень помогают. Спасибо, что вы выдержали 10 дублей. Сейчас будет еще один, пожалуйста, побудьте со мной". Тут у них глаза загорелись, а я тем же тоном продолжил монолог. А главное ведь было сказать просто, без театральности и пафоса. И в этот раз получилось. Я видел, что люди начали плакать, слезы текли по щекам. А как я закончил, Андрей Звягинцев меня аж потащил к монитору и говорит: "Смотри, как получилось! Смотри!"
"Отращивал бороду специально для Звягинцева"
О том, что именно эта сцена будет не из легких, и Гришко, и Звягинцев поняли еще на пробах. При личной встрече московский кинорежиссер предложил самарцу обсудить, как это все будет. Но Валерий отказался. И не потому, что был слишком в себе уверен.
"А что говорить, давайте я просто выйду и попробую сыграть - именно так я тогда ответил. Андрей Петрович растерялся, начал предупреждать, что там много текста и некому его подбрасывать, чтобы я подглядывал. А когда я сказал, что все выучил, а потом еще и зачитал его, то Звягинцев был сильно удивлен. Он даже больше никого на эту роль не стал пробовать."
Валерий Гришко и сам не знает, что тут сыграло главную роль: его упорство или талант. Однако упускать шанс сняться у Звягинцева он никак не хотел. Именно поэтому каждый вечер он учил по части монолога.
"Я тогда был задействован в другом фильме, - объяснял Гришко. - Играл Сергея Королева в "Главном конструкторе". По 12 часов находился на съемочной площадке, приходил домой и начинал учить монолог. Конечно, это было не просто. Но сняться в такой ленте, как "Левиафан", возможности могло больше не представиться. Особенно когда такой режиссер сам тебя находит, знакомится с тобой, хоть и по скайпу, но предлагает приехать на пробы."
Сами пробы прошли легко, да и на веселой ноте. Как ни странно, но Валерий Гришко и Андрей Звягинцев встретились 12 апреля.
"Он даже пошутил тогда: "Смотрите, сам Королев к нам в День космонавтики приехал!" Мне, кстати, тогда накладывали грим, у меня была приклеенная борода. Смотрелось неплохо. И я рассказал Андрею, что у меня и своя борода хорошая, густая. Пришлось отращивать ее специально для съемок в "Левиафане". Несколько месяцев ходил небритым."
"Я не снимался, а был экскурсантом"
Уже в ноябре съемки были закончены, а самарский режиссер и актер отправился на профессиональный праздник - "шапку". Ее устраивают в последний день работы над фильмом, когда вся группа собирается перед тем, как пойти на другие проекты.
"Туда я приехал уже без бороды. И долго не мог понять, почему со мной никто не здоровается. А потом что-то кому-то сказал, а в ответ услышал: "Ба! Валера, это ты что ли?" Так и начали ко мне потом подходить."
Сейчас о работе в "Левиафане" Валерий Гришко вспоминает и с грустью, и с радостью. С одной стороны, закончилось время работы бок о бок с маститым режиссером, а с другой - остались яркие воспоминания. Больше всего на съемках его поразила атмосфера на площадке.
"Я участвовал во многих проектах, порядка 30 уже. Как правило, режиссер - это человек, который при таком количестве людей, кричащий, нервный, командующий, порой резко ставящий на место любого присутствующего на съемке. Так вот, этого совершенно не было у Андрея. Была идеальная дисциплина, никаких криков, и все работало как швейцарские часики. Мне по душе такая работа, когда люди делают что-то не из-за страха, что их заругают, а на совесть. Там каждый понимал, что участвует в процессе какого-то священнодействия. Если кто-то вдруг забывался и начинал громко говорить, когда Андрей что-то объясняет актеру, даже если он был за 20 м, то Звягинцев говорил: "Послушайте!" И все, после этого слова человек понимал, что он совершил святотатство, помешал творческому процессу, и замолкал."
Само место, где проходили съемки, у Валерия Гришко вызывает отдельные эмоции. Он даже заснял панораму на свой телефон, чтобы это осталось не только в памяти.
"Мы были в Мурманской области, а точнее в селе Териберка. Там очень красиво. Уже везде лежал снег, вокруг холмы, недалеко море, и, как ни странно, идеально вписывающиеся в эту природу декорации. Для фильма специально построили храм. Как раз его открытие и снималось, когда я читал монолог. Было очень курьезно, когда я впервые приехал на площадку, мне никто не давал команды переодеваться или готовиться к дублям. Я подошел и спросил, что нужно от меня. На это мне Звягинцев сказал, что я буду экскурсантом. В тот день я не работал, а гулял по округе, все внимательно разглядывал, смотрел за работой. Пропитывался, так сказать. Это было одно из условий. Прежде чем приступить к работе, я должен был понять атмосферу всего происходящего."
Ну, а сюжет фильма, по традиции держится в секрете. Это одно из правил Андрея Звягинцева. Поэтому Валерий Гришко, чтобы не нарушать данное им перед стартом работы обещание, не стал рассказывать, о чем кино. Единственное, что он сболтнул, так это то, что "Левиафан" - это шоковая картина, правда, в художественном смысле этого слова.