Кто, если никто?

У нас в жизни полно того, что нам не нравится. Нам не нравятся наши ободранные подъезды, засохшие деревья, мусор вдоль дорог, то, что представляют из себя места отдыха, и еще много всего. Проще всего сидеть на кухне и брюзжать по поводу, как плохо работают дворники, ругать власть. Но самое разумное – чуть-чуть самим напрячься и сделать так, чтобы вокруг становилось лучше.

Сопредседатель Международного социально-экологического союза Сергей Симак как-то рассказал о своей работе в фонде Сороса, где реализовывался целый ряд интересных проектов, в том числе и по окружающей среде. На основании их материалов был подготовлен тренинг по экологической психологии. Проводили его в разных странах – в России, Германии, Англии, Индии, Финляндии. В частности, задавался вопрос: от кого зависит, чтобы было устранено то, что не нравится. В России перечисляли кого угодно – мэра, губернатора, президента, иногда проскакивало: «От народа». В редких случаях звучало: «От меня тоже зависит». А вот в других странах на первых позициях было: «От меня, моих друзей, моей семьи». Видимо, именно в этом заключается отличие между ними и нами. И именно в этом ключ к тому, почему мы так по-разному живем.

Как это можно изменить?

Традиционно считается: все проблемы от того, что в школе нет предмета «экология». Вот введем его, и все сразу станут культурными. Конечно, появление такого предмета – это хорошо. Но было бы наивно рассчитывать, что тут же начнутся желательные перемены в сознании людей. Симак напоминает, что экологическая культура состоит из трех компонентов – знаний, мотивации и деятельности. И если хотя бы одного из них нет, то все пойдет насмарку. Просто преподавание предмета может дать только знания. Но, тем не менее, школа может сформировать нужную триаду. К тому же она находится в каком-то конкретном микрорайоне и фактически является его социокультурным центром, хотя об этом нигде не говорится. По мнению Симака, школа может взять на себя миссию формировать экологическую культуру через разработку и реализацию различных проектов на территории квартала, причем не только силами учеников и учителей. Можно привлекать родителей и инициативных людей, проживающих в квартале. В нашем городе уже начал реализовываться такой пилотный проект на базе 93-й школы (читайте о нем в №43 от 26 апреля). Но вполне могут подключиться и другие. И тем для этого достаточно. Например, года 3-4 назад прошла всеэстонская волонтерская акция «Сделали». Через некоторое время к ней стали подключаться новые страны, в этом году их будет уже 85, и Россия в том числе. По сути дела, это цикл акций, который продлится до октября. И на 15 сентября запланирована всемирная уборка, в которой примут участие 3 миллиона человек по всему миру. Любая школа может выступить в качестве локального организатора этой акции в нашем городе.

Эксперимент расширяется

На встрече с учителями, которая проходила в 93-й школе, Сергей Симак рассказал о технологии, способной дать те необходимые знания и мотивации, которые станут основой для внедрения реальных проектов. Она называется «Экологические капельки». Помните школьную задачку про бассейн с двумя трубами? Она дает представление о расчетных методах. И больше ничего. Такая задача не сильно интересна. Но можно дать другую аналогичную. За последние десятилетия объем ледников в Гималаях, да практически всех ледников, сильно уменьшился. Все понимают, что ледники образуются за счет осадков. Знают, что из них вытекают реки. Иными словами, есть некий объем воды или льда, есть поступление, есть уход. Детям даются настоящие исходные данные за последние десять лет, а не придуманные. И предлагается рассчитать, через сколько лет ледники Гималаев исчезнут. Математический смысл у задачи тот же самый, что и про бассейн с трубами. А вот смысловая нагрузка иная. И такие задачи и упражнения можно решать на каждом предмете – математике, химии, физике, обществознании. Даже в русском языке применяются «Экологические капельки».

Эту технологию уже взяли на вооружение в нескольких школах нашей губернии. А сейчас готовится педагогический эксперимент, в котором будет задействовано сразу 45 школ области.

Сергей Лебедянцев, один из авторов технологии «Экологические капельки», президент областного фонда по развитию образования «Экос»: – Сейчас экологическая культура формируется так – два субботника в году. Нас это не устраивало. И мы замахнулись на идею: как сделать, чтобы каждый школьник на каждом уроке каждого предмета каждый день смог бы получить маленькую экологическую капельку. Ответ пришел сам собой. На уроке есть два вида деятельности – изучение нового материала и выполнение упражнений, решение задач. В изучение лезть бессмысленно, значит, остаются только экологические задания. Меня тогда удивило, почему же до сих пор этого никто не сделал? Казалось бы, идея на поверхности. Но когда мы начали что-то делать, поняли: это довольно трудно, школьная программа далека от реальной жизни. И все же мы смогли наполнить школьные темы реальным практическим экологическим смыслом. Идея реализовалась в виде книжек с упражнениями по всем основным предметам. Всего около 2,5 тысячи задач. Мы понимали, что рассчитывать на учительский подвиг глупо. Учителя-энтузиасты есть, но их мало. А чтобы продукт был массовым, он должен быть удобным в употреблении. Открыли, выполнили, закрыли, пошли дальше. Надеемся, что эти 2,5 тысячи экологических капель сформируют из наших учеников совсем других людей. И заодно раскроют правду о том, в каких условиях им, к сожалению, придется жить.

Елена Харченко

 
По теме
Руководитель Центра развития детской и юношеской журналистики, кино, фото и медиасферы Самарской области Денис Яковлев вместе с медиапедагогами Леонидом Барковым и Егором Кривошеевым обсуждают современность и будущее в медиаобразовании.
В ПГУТИ начал свою работу ежегодный Форум «Кадры для цифровой экономики» - ПГУТИ В Форуме принимают участие: Председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн Статс-секретарь,
ПГУТИ
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
theatre - Кинель-Черкасский район Кинель-Черкасский район по праву можно назвать театральным. Данный вид творчества активно развивается, а коллективы радуют зрителя своими постановками.
Кинель-Черкасский район
Индексация пенсий, запрет «наливаек» в жилых домах, упрощенный порядок ремонта памятников Великой Отечественной войны и другие законы апреля — в нашем материале.
ТПП г. Тольятти