Квартет имени Давида Ойстраха: Наша мечта — возродить скрипичную школу в России

Квартет имени Давида Ойстраха: Наша мечта — возродить скрипичную школу в России
Квартет имени Давида Ойстраха: Наша мечта — возродить скрипичную школу в России
Фото: citytraffic.ru

Знаменитые музыканты выступили в Тольятти и рассказали о своих планах журналистам.

Музыканты квартета - первая скрипка Андрей Баранов, вторая скрипка Родион Петров, альтист Федор Белугин и виолончелист Алексей Жилин – очередной раз впечатлили слушателей своим необыкновенным исполнительским мастерством, исполнив квартеты Ф. Шуберта, А. Бородина и Ф. Мендельсона, а также каприсы Н. Паганини.

На бис была представлена третья часть третьего квартета Дмитрия Шостаковича.

После концерта слушатели смогли получить автографы и сфотографироваться на память с участниками квартета, а журналисты задали музыкантам несколько вопросов.

В первую очередь речь зашла о программе "Всероссийские филармонические сезоны, под эгидой которой состоялось выступление квартета. Федор Белугин (альт) подчеркнул, что в этом проекте крайне важен вопрос финансирования, которым занимается Минкульт РФ. Благодаря участию государства публика в российских регионах получила возможность слушать музыку до доступной цене.

- Эта программа инициирована Московской филармонией и лично Алексеем Алексеевичем Шалашовым, ее генеральным директором, - рассказывает Федор Белугин. - Она включает в себя как солистов, так и оркестры. В основном это филармонические коллективы и люди, которые официально работают в филармонии. Наш квартет не входит в состав филармонии, но тем не менее организаторы проекта связались с нами, чтобы предложить сотрудничество. "Всероссийские филармонические сезоны" - это социально ориентированная программа, она позволяет услышать концерты публике по доступной цене. Первая задача - это привезти как можно большему количеству людей качественную музыку. Другая задача - при помощи этой программы развивать жанры, которых ощущается дефицит в стране или же они не востребованы.

Наш квартет выбрали, чтобы популяризировать камерный жанр. Квартет - это ансамбль, союз четырех солистов. И программа "Всероссийские филармонические сезоны" помогает привозить не одного, а целых четырех солистов. При этом концерт проходит в рамках камерной музыки - нет симфонического оркестра. Конечно, это большие затраты. А мы посетили порядка 40 или 50 городов благодаря этой программе примерно за два года.

В Тольятти мы уже неоднократно приезжали, и это один из самых близких для нас городов. Только один фестиваль десять дней проходил, мы бывали у вас порою несколько раз в сезон. И с оркестром симфоническим играли, и отдельно камерную музыку исполняли. Конечно, с городом Тольятти у нас особые отношения. И в рамках проекта "Всероссийские филармонические сезоны" мы с радостью согласились посетить Тольятти.

- Расскажите пожалуйста про инструменты, с которыми вы выступаете. Говорят, что вы подбираете их каким-то особым способом. Почему вы их меняете? И как это на качестве звучания сказывается?

- Каждый музыкант постоянно находится в поиске, - поясняет Андрей Баранов (скрипка). - В первую очередь это не только и не столько инструмент внешний, а свой собственный инструмент, который у тебя в голове есть. Есть какой-то образ звучания, которого ты стремишься достичь. Под это ты подлаживаешь все свое тело, работаешь над этим каждый день. Инструмент в этом смысле, словно продолжение твоего тела. Даже если у нас один инструмент, а есть такие музыканты, которым очень повезло - у них в совсем молодом возрасте есть потрясающая скрипка или виолончель, или альт, и они всю жизнь на нем играют, инструмент каждый день звучит по-разному, и музыкант продолжает искать. На инструменте очень много можно всего менять, даже на одном инструменте, а если я не нашел еще инструмент своей мечты, который отвечает максимально всем моим потребностям, то я продолжаю искать.

И потом, когда новую скрипку берешь, то проходит минимум полгода, пока она сливается с другими инструментами квартета. Для квартета очень важно, чтобы все четыре голоса зазвучали так, как хотят сами музыканты. Баланс поддерживать в звучании квартета - это, конечно, тяжелая и кропотливая работа. Нужно добиться слаженности, не убивая в себе солиста. Необходимо, чтобы музыканты, играли восемью руками сразу, как один организм, чтобы до публики каждая нота доносилась так, как надо.

Мы ищем новые краски, поэтому часто меняем наши инструменты. Хотим узнать, что лучше сочетается. В этом концерте были задействованы скрипки итальянского мастера Джованни Батиста Гваданини. И, конечно же, это очень интересно для квартета - играть инструментами одного мастера.

- У нас была мечта играть концерт на инструментах какого-то одного мастера Страдивари или, допустим, Гваданини, - добавляет Алексей Жилин (виолончель).

- Насколько важен баланс характеров настроений и взаимоотношений между музыкантами? Насколько вы команда?

- У нас хороший баланс в этом смысле, хотя конечно мы все разные, - отвечает Андрей Баранов. - Есть и такие коллективы, где, несмотря на напряженные отношения между музыкантами, музыка оказывается важнее, и на сцене они смиряют личное неприятие. Но у нас, слава Богу, все в порядке и в плане личного общения. Мы начали играть, уже будучи друзьями.

- Какую музыку вы любите исполнять сами?

- Вот какую играем - ту и любим, - говорит Андрей Баранов. - По крайней мере, программу мы сами выбираем. Нам пока что в этом плане везет. Правда, был один концерт в Париже в этом году, где нам предложили программу, но она была вполне достойная. Директор парижской филармонии попросил нас сыграть произведения, почти совпадающие с нынешней программой, которую мы исполнили у вас на концерте. Там вместо Мендельсона был Шостакович.

- Как вы выбираете номера на бис? Это спонтанный выбор, или вы как-то планируете эти номера?

- Мы готовим ряд произведений, четыре - пять потом по настроению смотрим, - объясняет Алексей Жилин. - Ведь после такого трагического квартета Мендельсона не пошла бы шуточная полька Шостаковича. Поэтому выбираем, как чувствуем. Но выбор, конечно, большой.

- С семьей Давида Ойстраха вы поддерживаете отношения?

- Да, конечно, - говорит Андрей Баранов. - Игорь Давидович живет в Москве. Стараемся поддерживать отношения, но так как возраст его уже велик, то редко получается в последнее время. Лишний раз не хочется беспокоить. С внуком Валерием мы чаще встречаемся. Он занимается преподавательской деятельностью в Брюсселе. Валерий Ойстрах - профессор Королевской консерватории в Брюсселе. Сын его, Роберт Ойстрах, начинает играть на скрипке. С ним мы пока еще не встречались. Ему четыре года, и он постепенно начинает осваивать инструмент.

- Как вы оцениваете состояние современной скрипичной школы в России?

- Мне кажется, что в целом все хуже становится, - говорит Алексей Жилин. - Есть какие-то люди, которые, безусловно, талантливые, работают замечательно и воспитывают музыкантов. Но их, к сожалению, становится все меньше. Раньше они были повсеместно. Но сейчас многие разъехались по миру.

- У нас была мощная школа до революции, - продолжает Андрей Баранов. - В начале ХХ века был расцвет. После революции многие, конечно, уехали. Но и те, кто остались, возродили в СССР школу скрипичного мастерства, пришли новые люди, самородки - и была создана потрясающая школа. Были созданы прекрасные условия для обучения, особенно после войны - "музыкальные десятилетки" в Москве и Ленинграде, Одессе, то есть школы десятилетнего обучения при консерваториях. Поэтому были потрясающие результаты.

Но к 2000 году к сожалению, у нас в стране практически никого не осталось. Очень много людей разъехалось, и наша школа много потеряла. Отдельные кадры, конечно есть, но школа в упадке.

И наша мечта теперь - возродить былую школу в России. Это такой проект на будущее: собрать людей и сделать это опять для детей, создать эти замечательные условия, как раньше, в лучшие годы, с ориентацией на современную действительность. Конечно, это все будет по-другому. Мы будем поднимать уровень и создавать новое. Российские музыканты сейчас по всему миру есть - те, кто хранят традиции.

Ф. Гомина, фото и видео автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Орфографическая ошибка в тексте

Комментарий (необязательно):

Отправить сообщение об ошибке?
Ваш браузер останется на той же странице.

Отмена Отправить Метки: Тольятти Россия культура концерты квартет Д.Ойстраха
 
По теме
30 марта в 18.30 Международный фестиваль оперного искусства «Славянский дом» представляет оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского, в котором примут участие приглашенные артисты из Сербского национального театра в Нови-Саде,
В академическом театре оперы и балета Самары 27 марта показали «Пиковую даму» Алена Кириллова Фестиваль «Славянский дом» проводится при поддержке правительства Самарской области Фото:
Корней Иванович Чуковский — любимый писатель многих поколений девчонок и мальчишек, замечательный детский поэт, публицист, критик, а также переводчик и литературовед.
Вчера, 27 марта, во Всемирный день театра, в прямом эфире путем голосования подвели итоги окружного фестиваля детских и молодежных театральных коллективов «Театральное Приволжье».
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время