В мероприятии приняли участие члены сразу трех общественных палат: г.о. Тольятти, Самарской области и Российской Федерации. Представителем двух последних палат является протоиерей Димитрий Лескин, который и стал одним из главных инициаторов этого знакового события. На заседании также присутствовали п редставители Министерства образования и науки Самарской области, Самарской и Сызранской Митрополии Русской Православной Церкви, мэрии г.о. Тольятти, совета ректоров вузов Самарской области, образовательных структур и общественности города и региона.
Необходимость такого совместного обсуждения назрела давно. Тревожные процессы деформации российского образования не могли остаться вне зоны внимания представителей общественности города и губернии: фундаментальные, формирующие личность человека, дисциплины сегодня активно замещаются в образовательном процессе на прикладные, рациональные, сугубо прагматические. Однако в Тольятти уверены: нельзя забывать о том, что гуманитарные дисциплины повышают интерес к ценностям жизни, дают возможность осознать свое место в ней, развивают мышление, внутренний мир, расширяют кругозор, формируют мировоззрение. По словам ректора Поволжского православного института имени Святителя Алексия, Митрополита Московского, директора Православной классической гимназии, доктора философских наук, кандидата богословияпротоиерея Димитрия Лескина : «Мы сейчас столкнулись с очень серьезными вызовами гуманитарного и системного характера, на которые должны отвечать. Только большая, крепкая, духовно ориентированная работа позволит сохранить нашу цивилизацию, позволит России оставаться Россией, Самаре – Самарой, всем нам оставаться самими собой. И так устроена наша общество, наша культура, наше сознание, что без большого проекта, без большого пути Россия своего успеха не мыслит». Модель непрерывного гуманитарного образования, реализуемую в Автограде, можно считать одним из таких важных стратегических проектов не только для города, но и для региона в целом.
Вначале своего визита участники выездного заседания ознакомились с образовательными учреждениями, которые формируют «модель непрерывного гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания»: Православной классической гимназией, Колледжем гуманитарных и социально-педагогических дисциплин и Поволжским православным институтом. Это знакомство с реальными результатами проекта непрерывной системы образования обогатило дискуссию, которая потом состоялась в рамках выездного заседания в стенах института.
АНО « Православная классическая гимназия » открылась в Тольятти в 1995 году и сегодня осуществляет образовательную деятельность по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования. Гимназия, кроме того, является и крупным просветительским центром, который включает в себя центр дополнительного образования для взрослых, просветительский центр « Китеж », паломнический просветительский центр « Святая Русь », музей народной культуры « Русская изба », летний Православный межъепархиальный детский лагерь. При учреждении работают общедоступная библиотека, типография, телевизионная студия « Ставрос ». На базе Православной классической гимназии родился ряд творческих проектов, известных уже далеко за пределами Самарской области: музыкальный театр, Всероссийский фестиваль академического и народного пения « Благодатное лето. Жигули » (при поддержке Министерства культуры РФ).
Традиции и подходы к образованию и воспитанию, которые сформировались в Православной гимназии, продолжились и получили развитие в учреждении среднего профессионального образования – открывшемся в 2010 году Колледже гуманитарных и социально-педагогических дисциплин, который реализует профессиональные образовательные программы социально-гуманитарного, педагогического образования, образования в области культуры и искусства и других отраслях.
«В учебный план колледжа включены дисциплины, которые не только формируют профессиональные компетенции, но и влияют на личностное развитие студента, формируют его мировоззрение на основе базовых национальных ценностей. Ценностно-смысловая ориентация студента – основополагающий принцип, – подчеркнула директор ГБПОУ СО «Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени Святителя Алексия, Митрополита Московского» Ирина Клименко. – Мы считаем, что выпускник Гуманитарного колледжа – это человек, полностью владеющий профессиональными компетенциями по выбранной специальности, а также, что не менее важно, – человек, готовый выражать и отстаивать свою общественную и гражданскую позицию, активный и ответственный участник общественный жизни. Гуманитарный колледж находится еще только в начале пути, нам еще многое предстоит сделать, но мы верим, что выбрали правильное направление развития, и его выпускники будут востребованы в различных сферах образования и социальной сферы города и региона в целом».Нужно отметить, что Гуманитарный колледж активно сотрудничает с общественными, молодежными и религиозными организациями. В самом образовательном учреждении активно развивается волонтерское движение.
В 2014 году в Тольятти был осуществлен первый набор на заочную форму обучения в Поволжском православном институте (в 2015 году – первый набор на очную форму обучения). Институт уникален уже тем, что это одно из немногих высших учебных заведений, созданных в эпоху, когда количество вузов стремительно сокращалось. Подготовка кадров ведется по пяти направлениям подготовки бакалавриата: педагогическое образование (профили: начальное образование, дошкольное образование, изобразительное искусство, информатика и информационные технологии), филология (профили: отечественная филология, зарубежная филология), теология, экономика, технология продукции и организация общественного питания. Сегодня институт готовится к государственной аккредитации образовательных программ и постепенно начинает обживаться в новом здании, построенном специально для него в неорусском стиле.
«Институт позиционирует себя как вуз для подготовки специалистов для гуманитарной сферы и сферы образования. Особенности образовательный программ института: фундаментальная гуманитарная подготовка (всеобщая история, истории России, история религий, библеистика, философия, история и теория христианского искусства, русский язык, русская литература и православие), формирование компетенций, способствующих становлению и развитию системных представлений о духовном, природном и культурном многообразии мира, углубленное изучение иностранных языков (английский, немецкий, французский, итальянский), единое образовательно-воспитательное пространство, основанное на традиционных духовно-нравственных православных ценностях », – рассказала первый проректор АНО ВО «Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, митрополита Московского» Ольга Лышова. – Основное предназначение гуманитария – нести культуру в широком смысле и менять среду проживания общества. На сегодняшний день структура гуманитарного знания значительно изменилась: на первый план вышли интердисциплинарные подходы. Но, к сожалению, во многих вузах мы остаемся на позициях дисциплинарной подготовки. Тенденция развития современного общества связана с возрастанием роли социогуманитарной экспертизы всех решений, принимаемых на всех уровнях. Для выполнения этих функций необходима другая подготовка гуманитариев».
«Институт призван воссоздать качественно новый для Приволжского федерального округа, Самарской области и Тольятти тип образовательной, воспитательной и культурной среды, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Выпускник Православного института должен обладать системными представлениями о духовном, природном и культурном многообразии мира, хорошо ориентироваться в международном окружении при четком понимании уникального места православной русской цивилизации в глобальном социуме, – подчеркивает протоиерей Димитрий Лескин. – Только большая, крепкая духовно-ориентированная работа позволит России оставаться Россией. Мы столкнулись с очень серьезными вызовами и планетарного, и системного характера, к нам прикованы взоры миллионов и миллиардов. Так устроена наша цивилизация, наша культура, наше сознание, что без большого проекта, без большого пути Россия не умеет делать каких-то маленьких вещей. Как бы парадоксально это ни звучало, но православная цивилизация – это цивилизация межконфессиональная. Так же как русская цивилизация – цивилизация многонациональная. Об этом нужно смело и открыто говорить ».
Вопросам возрождения духовно-нравственного воспитания уделяется большое внимание и в других образовательных учреждениях Тольятти: так, группой творческих коллективов школ и детских садов был разработан городской проект « Духовное наследие », который призван обеспечить условия для регионального эксперимента по введению курса « Основы православной культуры » в общеобразовательной школе (с 1 по 7 класс) и программы дополнительного образования « Добрый мир » в дошкольных учреждениях. «Включаясь в работу по изучению данного курса, мы поставили перед собой простые, понятные всей общественности, родителям и детям цели: передать подрастающему поколению великую русскую культуру, созданную поколениями предков на основе православия», – рассказала директор МБУ г.о. Тольятти « Школа № 26 » Ирина Сафронова. В эксперимент, стартовавший 1 сентября 2015 года, вошли 11 школ и 6 детских садов города, для консолидации ресурсов была создана Ассоциация образовательных учреждений.
Начав реализацию проекта, педагогические коллективы столкнулись с рядом проблем: недостаточной информированностью родителей, которые сомневались в том, что предмет « Основы православной культуры » может быть практически полезен их детям, недостаточной подготовкой учителей, переживающих из-за ответственности, которая ложится на них. Но разъяснительная работа с родителями, курсы повышения квалификации для учителей дали свои плоды. «В начале реализации проекта перед практиками вставал вопрос: как сделать так, чтобы и детям, и взрослым была понятна нравственная сторона православия? Как необдуманными действиями не навредить, не оттолкнуть детей? Предмет предполагает живое общение ребенка и взрослого насущных человеческих проблемах и взаимоотношениях. Это не должно быть просто предметом. Это целая система работы, – подчеркнула Ирина Сафронова. – С января 2017 года 4 учреждения получили статус городской опорной инновационной площадки по созданию сетевой модели организации воспитывающей среды посредсвом православной культуры как механизма становления духовно-нравственной личности обучающихся».
Участники заседания – представители общественности Самары и Тольятти, представители органов власти и местного самоуправления – высоко оценили потенциал реализуемого в Автограде образовательно-воспитательного проекта.
«Никогда обучение не ляжет на душу ребенка, если не будет духовной составляющей, если не будет воспитательного эффекта от того метода, которым мы пытаемся донести до ребенка знания, умения и навыки », – выразила уверенность первый заместитель председателя Самарской Губернской Думы Екатерина Кузьмичева, отметив, что о необходимости создания алгоритма непрерывного образования, в том числе и гуманитарного, речь ведется очень давно, и что именно на подобных дискуссионных площадках могут прозвучать значимые предложения, требующие изменений на уровне регионального и федерального законодательства, которые субъекты законодательной инициативы в лице представительных органов власти и общественных институтов готовы будут поддержать.
«За последние годы, очень непростые годы для России, и семья, и школа, и общество в целом многое утратили в вопросах духовно-нравственного воспитания. Утрата ценностей, ориентиров, традиций – само по себе очень серьезная проблема. Но еще страшнее их подмена чуждыми для российского общества образцами и ценностями, несущими в себе разрушительную для него силу. Пришло время обратиться к нашей многовековой истории, к нашему многовековому опыту и начать сознательно создавать условия для духовного возрождения, формирования национальной идентичности, для формирования качеств личности человека – гражданина своего Отечества, и на этой крепкой основе интегрироваться в мировое культурное пространство, – считает заместитель министра образования и науки Самарской области Лариса Загребова. – Для этого уже делается немало. Но главное, чтобы все наши действия и усилия выстраивались в целостную систему, которая обеспечила бы создание единой духовно-нравственной среды, где совершенно естественным образом наши дети осваивали и усваивали бы духовные и нравственные образцы и ценности».
«Даже в условиях дефицита бюджета мы не можем забывать о воспитании подрастающего поколения. Можно перетерпеть и ездить по плохим дорогам, но нельзя допускать того, чтобы души наших детей занимали те, кто заложат им неправильное понимание истории нашей страны », – уверен председатель комиссии по вопросам культуры, физической культуры и спорта, межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты г.о. Тольятти Владимир Колосов.
«Дети – основа, достояние государства. Ценности, которые они усвоят, должны служить для возрастания величия нашей страны. Молодое поколение должно реализовываться в своей стране. Сегодня недостаток в воспитании традиционной российской культуры у наших детей ведет к тому, что молодые люди ориентируются на совершенно другие ценности, и государство уже не может на них рассчитывать. Поэтому модель, которая сегодня реализуется в Тольятти, – это то, что необходимо нашему обществу, государству для воспитания ответственности у детей за будущее страны. И общественные институты, и органы власти должны этому всячески содействовать », – заметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными, силовыми органами и ОНК Виктор Полянский.
«Перед нами стоят не только внешние, но и внутренние вызовы, которым невозможно противостоять без подобных образовательных учреждений. Социально-экономическая ситуация толкает молодежь в направлении принятия простых, но неправильных решений. Подобные вещи нужно купировать на том этапе, когда у молодых людей еще нет сильного позыва реализовать себя. Этим проблемами серьезно и системно занимаются на уровне органов власти и местного самоуправления. Но без внутреннего стимула, который закладывается здесь, в таких образовательных учреждениях, эта работа не будет иметь результатов », – поддержал коллег заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений Дмитрий Камынин.
«В рабочем порядке мы обобщим и сформулируем рекомендации по итогам состоявшегося сегодня выездного совместного заседания. Но главным пунктом этого решения, очевидно, будет пункт о поддержке тех инициатив, которые воплощаются здесь, в Тольятти, и о необходимости распространения этого уникального опыта », – резюмировал заместитель председателя Общественной палаты Самарской области, председатель комиссии по вопросам образования и науки Вадим Чумак.
По материалам сайта Общественной палаты Самарской области