Кадзуо Исигуро. М.; Иностранная литература, 2000
«Остаток дня» – самый известный роман нобелевского лауреата по литературе 2017 года. Это должно выглядеть как история жизни «типичного английского дворецкого» Стивенса – метафора заблуждений, лживых идеалов и идей. Но это и история любви, чести и примирения. И в первую очередь примирения с собственным прошлым.
Английский слуга (в нашем случае – дворецкий), строго говоря, не чин и не профессия. Это призвание, миссия, «несносимый» (но почетный!) крест, который взваливает на себя главный герой Стивенс и несет с достоинством по жизни. Правда, под занавес этой самой жизни что-то заставляет повернуться назад, в прошлое, и обнаруживается, что мир устроен сложнее, нежели подведомственное хозяйство дворецкого; что достоинство может сохраняться непонятно ради чего, а культ джентльмена – использоваться хитрыми прагматиками не в лучших целях.
Автор, японец по происхождению, создал один из самых «английских» романов конца XX века подобно Джозефу Конраду или Владимиру Набокову, о чем было сказано многими литературными критиками со стажем, в совершенстве овладев искусством слова другой страны.
Книга Исигуро, став событием литературной жизни, была удостоена Букеровской премии 1989 года и выдвинула писателя в число ведущих английских прозаиков.
Елена Кочева
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.