Так советский ли солдат Василий Тёркин?

  – Журналисты меня спрашивают: разве Твардовский сегодня актуален? – начал свою очередную лекцию в ДК «Тольяттиазот» Леонид Клейн. – На что я отвечаю: разве обязательна именно актуальность? Важно, насколько жив литературный герой, само художественное слово...
Далее лектор выразил уверенность, что в зале нет человека, не знающего, кто такой Василий Тёркин, и не способного процитировать хотя бы пару строк из произведения, включенного в школьную программу. Другое дело, что после школы вряд ли кто заглядывал в эту книжку. Ведь Твардовский – отнюдь не главный поэт 20-го века, и на вопрос о любимом авторе вряд ли кто назовет это имя. А назовут Есенина, Блока, Пастернака.
Александр Твардовский при этом личность яркая, со странной и в то же время обычной для своего времени судьбой. Он стал классиком при жизни: его «Василия Тёркина» включили в школьную программу, а сам писатель был членом ЦК. Номенклатурной элитой! Дважды становился редактором толстого литературного журнала «Новый мир»:  в 1954 году его сняли с поста, в хрущевскую оттепель восстановили, и он опубликовал Солженицына, его «Один день Ивана Денисовича». О том, чего это ему стоило, сам Солженицын написал в повести «Бодался теленок с дубом».
Твардовский не был русским поэтом, он изначально и до конца своих дней был поэтом советским. Рожденный в 1910 году,  вырос при СССР. Его семья была раскулачена и сослана, а он написал поэму «Страна Муравия», прославляющую коллективизацию. После снятия Хрущева сняли и Твардовского, и он стал потихоньку спиваться. Солженицын посетил его в палате кремлевской больницы и застал слушающим радио «Би-Би-Си». И Александр Трифонович, по словам Александра Исаевича, сказал:
  – Слышишь, что наши говорят?
Что же это значит? Двуличный человек, проживший, как говорится, с фигой в кармане?! Представьте, как ловко и беззаботно он жил бы тогда! А он мучился внутренними противоречиями, и даже в википедии после перечисления регалий приведена краткая, но емкая фраза: «Был невероятно скромным человеком».
Как и его герой – наверное, в какой-то степени альтер эго. При упоминании имени Василия Тёркина каждый из нас представляет бравого солдата, умелого, отважного, находчивого. Идеального. С юмором, но без хитринки – это вам не солдат Швейк. Настоящий русский солдат, образ собирательный, но такой живой, что поневоле хочется найти его в реальной жизни. Русский, но – не советский. Ведь название лекции Клейна: «Александр Твардовский. Русский герой, или как удалось Василию Тёркину не стать советским человеком».
  – В поэме ни разу не упоминаются Сталин, СССР. Только Россия, Родина. И это происходит у поэта не сознательно, это не идеология.
Клейн читал много отрывков из «Василия Тёркина», что на самом деле, по его словам, даже не поэма, а собрание пестрых глав. Одна – о любви, другая – о гармони. Есть очень выразительная глава, где главный герой гостит в избе стариков, помогает починить пилу и завести старинные часы. А потом этак невзначай «раскручивает» на горячий обед. Всё это описано прекрасным, живым и ярким слогом.
  –  «Вот стихи, а всё понятно. Всё –  на русском языке!» –  процитировал Леонид. –  Гениально сказано!
В главе «Тёркин и Смерть», прочитанной полностью, есть и мистический накал «Фауста» Гёте, и трагичность лирики лермонтовского «Выхожу один я на дорогу». И даже Смерть герой побеждает!
  –  Есть у Твардовского еще одна отдельная поэма – «Тёркин на том свете»...
В ней тоже присутствует своеобразная мистика, с намеками на сталинский ГУЛАГ, «филиал» которого есть и по ту сторону бытия. В загробный мир поставляют эшелонами с фронта, и не только с фронта. Но и там царит бюрократическое бездушие, и Тёркин возвращается в порожняковом эшелоне, оказываясь... в госпитале, где за стеной «обычным делом» идет война. Война –  ставшая не просто фоном, а единственной реальностью для солдата.
  –  Эта поэма – живая вода русской литературы, живая поэзия, питаемая мощными народными истоками. Василий Тёркин – один из немногих в 20-м веке полностью положительных героев. Он не имеет чинов, хотя мог бы продвинуться с его, как мы сегодня выражаемся, компетенциями, он не горд, «согласен на медаль». Тёркин обаятелен, надежен, прост, скромен, и так хочется, чтобы он был рядом...
Ценители творчества Твардовского тем не менее после окончания лекции затеяли с лектором дискуссию. Начал ее Владимир Колосов –  человек, курировавший культуру официально, а сегодня продолжающий курировать на общественных началах. Он также много цитировал поэму, чем вызвал восторг и благодарность лектора:
  – Мы с вами –  меньшинство, которое помнит «Тёркина» наизусть...
Но Владимир Аркадьевич попросил объяснить, почему же Тёркин не стал советским человеком. Из зала даже выкрикнули, что название лекции неэтично, с чем Клейн не согласился:
  – Всё, что происходит в новейшей истории, вызывает глубокие эмоции, но точки зрения могут быть самые разные. Я уже объяснил в самом начале, почему Теркин –  не советский человек.
Журналист и филолог Галина Чевозерова, выйдя к микрофону, попробовала объяснить свое видение этого парадокса:
  – Мы жили в то время какой-то двойной жизнью, Ощущали, возможно, то же, что и Твардовский, раздвоение между реальностью и теми лозунгами, что звучали с трибун...
Пожилой мужчина со своего места заявил, что никакого раздвоения не испытывал, а Твардовский, по его словам, страдал из-за развала Советского Союза.
  –  Помилуйте, он умер в 1971-м году! – воскликнул лектор.
По словам Чевозеровой, с которыми согласился и лектор, Тёркин не стал советским человеком, потому что не испытывал никакого раздвоения, был цельным, гармоничным. Но вот пожилой мужчина с подобной же заявленной цельностью считает себя советским! Ему, стало быть, не казались фальшивыми речи с трибун? А Тёркин, что происходило в его цельной душе? Чтобы узнать, попробуем перечитать поэму, впервые за десятилетия –  ведь для этого, для возрождения нашего интереса к родной литературе, и появился проект «Тольяттиазота» «Химия слова».
И не только литературе посвящены лекции проекта. 23 марта нам предстоит встреча с главным редактором портала «Нейроновости» Алексееем Паевским. Он попытается ответить на вопрос «Можно ли жить без мозга?»

Лекцию слушала
Надежда БИКУЛОВА

10 (1189) 16.03.18
 
По теме
30 марта в 18.30 Международный фестиваль оперного искусства «Славянский дом» представляет оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского, в котором примут участие приглашенные артисты из Сербского национального театра в Нови-Саде,
В академическом театре оперы и балета Самары 27 марта показали «Пиковую даму» Алена Кириллова Фестиваль «Славянский дом» проводится при поддержке правительства Самарской области Фото:
Корней Иванович Чуковский — любимый писатель многих поколений девчонок и мальчишек, замечательный детский поэт, публицист, критик, а также переводчик и литературовед.
27 марта, во Всемирный день театра, были подведены итоги фестиваля «Театральное Приволжье» - окружного общественного проекта, который реализуется по инициативе полномочного представителя Президента РФ в ПФО Игоря Комарова .
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время