Экспозиция под названием "Рене Магритт Вероломство образов" 21 октября начала работу в самарском Музее модерна. На выставке представлено 48 цветных литографий сюрреалиста из частных европейских коллекций. В них автор напоминает зрителю о тайной сути вещей, сообщает samara.mk.ru .
Яблоко поверх реальности
Бельгийца Рене Магритта (1898 - 1967) обычно относят к сюрреализму и упоминают в одном ряду с классиками направления - Сальвадором Дали, Хуаном Миро и Максом Эрнстом. Хотя с последним творчество этого художника эстетически и философски расходилось, а то и полемизировало.
Именно Магритту принадлежит изречение "Видимое таковым не является", а большинство его работ явилось подтверждением этих слов. В качестве примера обычно приводятся картины "Это не яблоко" и "Вероломство образов" (1928 - 1929), в которых автор изображает соответственно фрукт и курительную трубку, но в подписи или названии картины говорит зрителю о несовпадении предмета и его художественного образа.
Такие обычные предметы, вещи и люди обыденности стали объектом большинства его работ. На картинах Магритта повседневное, показанное натуралистично, сталкивается с мифологическим, и из этой встречи рождаются неожиданные для зрителя смыслы.
На выставке в Самаре есть наиболее известная работа Магритта, которая была растиражирована в массовой культуре, - "Сын человеческий" (1964). Художник запечатлел мужчину в черном котелке с лицом, которое от зрителя скрывает зеленое яблоко, - образ навязчивого соблазна, преследующего человека в современном мире.
Скрытность же лица героя (его Магритт первоначально писал с себя), как принято считать, символизирует обезличенность индивида. Впервые появившись на картине "Размышления одинокого прохожего" в 1926 году, позже этот образ перекочевал в ряд других работ художника и появлялся на мосту, берегу моря, в лесу или перед лицом гор, а то и аккуратно парит над городом с множеством двойников в картине "Голконда" (1953).
Этот образ потом был взят за основу для рекламной кампании Volkswagen, в этом же облике главный герой "Аферы Томаса Крауна" 1999 года с множеством двойников совершает кражу картины из музея.
"Человек в котелке - это господин Посредственность при всей своей анонимности. Я тоже ношу котелок - у меня нет особого желания выделяться из массы", - говорил по поводу своего героя Магритт.
Картина как ребус
Сам он действительно вел нехарактерную для художника благопристойную жизнь: спокойно писал в студии и не стремился эпатировать публику изысканными арт-жестами, но сделал размеренное существование объектом творческой рефлексии.
Как отметил один критик, Магритт в своем творчестве освобождает обыденность от заурядности и наделяет ее магией, о которой так много говорил. Поэтому, конечно, его картины уже не являются реализмом, но и не представляют собой сюрреализм в традиционном понимании. Это скорее магический реализм с его извечным стремлением к странному, фантастическому и чудесному.
Как видно из представленных на выставке литографий, мир Магритта странен, прекрасен, построен на парадоксальных сочетаниях, а его одинокие безликие герои отчуждены друг от друга, от зрителя и обречены на тотальное непонимание.
Как раз об этом другая известная картина выставки - "Влюбленные", 1928 года, где целующиеся герои скрыты друг от друга надетыми на головы белыми тканями.
Хотя Магритт много, по поводу и без, комментировал свои работы, эта самая узнаваемая его картина до сих пор является предметом спора между критиками, которые не могут решить, иллюстрация ли это мысли "Любовь слепа" или воспоминание автора о погибшей матери. Как известно, она утопилась, а ее голова, когда тело выловили, была покрыта ночной сорочкой. Впрочем, сам Магритт по этому поводу сказал бы, что это не то, что мы видим, или что-то в этом духе.
Так и любая другая из его 48 картин становится увлекательным ребусом для критиков, художников и простых зрителей, которые подолгу могут любоваться литографией и отыскивать в ней новые смыслы.
Экспозиция проработает до 30 ноября.